Домой Своими руками Дорожки в саду

Дорожки в саду

18
0

Как быстро бежит время. Казалось, совсем недавно на садовом участке мы готовили цветники к зимовке, а за окном уже март. Через месяц опять сядем за руль автомобиля или будем толкаться в общественном транспорте, чтобы добраться до любимого уголка природы. Но что новенького можно сделать в нынешнем сезоне на садовом участке, чтобы выглядел он привлекательным и оригинальным? Рекомендуем украсить свой сад красивыми дорожками. Садовые дороги и дорожки наряду с практическим значением несут в себе элемент художественно-эстетической садовой композиции.

Поэтому при закладке сада необходимо тщательно продумать и распланировать места расположения будущих дорожек, подобрать подходящий: строительный материал, «подковаться» теоретически. Дорожки должны обеспечивать безопасность и удобность прохода по территории сада в любую погоду: они должны иметь оптимальную ширину и не быть скользкими. В то же время покрытие должно быть достаточно долговечным и не требовать особого за собой ухода. Это практическая сторона. С эстетической точки зрения дорожки должны вписываться в Общий ансамбль сада, иметь в любую погоду привлекательный внешний вид. Прямолинейность дорожек зависит от их функционального назначения: обязательно прямой должна быть подъездная дорога, связывающая вход на садовый участок с дверью дома. Она должна быть не менее 120 см шириной — чтобы могли свободно разойтись двое — и связывать калитку с входной дверью по кратчайшей прямой линии.

Также прямой может быть подъездная дорога к гаражу для личной автомашины (если она есть), ее ширина должна составлять не менее 250 см. Сплошного покрытия можно не делать, а проложить две проезжие полосы. Другие дорожки (кроме тропинок между грядками шириной не менее 35 см) делать прямолинейными совершенно необязательно. Плавные изгибы подчеркивают свободный стиль, более приближенный к природному, являются более естественными. Но не надо забывать, что при любой форме они должны быть не менее 80 см в ширину.

При посадке вдоль любых дорожек в саду деревьев и кустарников нужно учитывать размер последних во взрослом состоянии — они не должны выступать за край дорожек и мешать свободному по ним проходу. При строительстве дорожек необходимо знание основных правил. Независимо от того, из какого материала планируется строить дорожку, сначала намечается ее направление, планируемая ширина и границы.

Сбоку колышки, посередине полоса глубиной 10-15 см для песчаных пешеходных дорожек, 30 см для бетонных автомобильных дорожек и тщательно выравнивают дно получившейся траншеи. По границам с обеих сторон траншеи выкапывают узкие канавки. Необходимый компонент — бортовые камни. В качестве бортовых камней можно использовать обработанные толстые доски, кровельное железо, стоймя поставленные кирпичи и т.д. Их устанавливают в канавки таким образом, чтобы низ камня был ниже дна траншеи, а верх чуть возвышался над окружающим дорожку грунтом, для того, чтобы земля с грядок или клумб не попадала на дорожку. Затем на дно последовательно закладывают битый кирпич или крупный гравий, щебенка, затем 5-сантиметровый слой более мелкого гравия, шлака, золы или старой штукатурки, затем слой песка.

Каждый из слоев тщательно утрамбовывают и прикатывают. Это стандартное основание любой дорожки. Если ширина дорожки более 120 см, основное покрытие делают сводчатым с 2-процентным уклоном от центра к краям дорожки для стока дождевых и талых вод. Верхний слой дорог и дорожек может быть выполнен из песка, бетона, асфальта, бетонных плит различного размера, кирпича или брусчатки, природного камня и других материалов. Наиболее дешевы песчаные дорожки. Они декоративны, просты в исполнении, а главное их достоинство — пористость. Вода легко проникает через песчаное покрытие в более глубокие слои грунта. Но в дождливую погоду слой песка может размываться, он становится слишком мягким, иногда даже непроходимым.

Ранней весной, когда грунт под песчаной дорожкой еще не оттаял, на поверхности могут образовываться лужи. В сухую жаркую погоду, наоборот, песчаные дорожки слишком пересыхают, пылят. Красивы дорожки, мощенные кирпичом. Подготовка основания под них обычная. Кирпичи могут использоваться как новые, так и бывшие когда-то в употреблении. Расположение кирпичей их цвет может быть самым разным, они могут укладываться либо впритык друг к другу, либо между ними оставляются пазы. В любом случае уже вымощенная дорожка засыпается сухим песком, его «вметают» в щели между кирпичами, затем поливают, и так до тех пор, пока пространство между кирпичами не будет заполнено песком полностью.

Такие дорожки очень хорошо выглядят, долговечны, по ним можно ходить в любую погоду. Исключительно красивы дорожки из природного камня. Они прекрасно вписываются в любой пейзаж, долговечны, практичны, не требуют ухода. Однако устройство таких дорожек требует некоторых усилий и зачастую определенных материальных затрат. Дорожки из искусственных плиток красивы, при правильной укладке достаточно долговечны, но их строительство трудоемко и требует определенных навыков и большого терпения. Плитку можно использовать только глиняную. Стеклянная не выдерживает сезонных перепадов температур, легко лопается, раскалывается, да и скользкая. Укладывается плитка только на бетонную подложку толщиной не менее 5 см, с одинаковым зазором между отдельными плитками, со строгим соблюдением горизонтальности полотна дорожки. Цвет плиток не должен быть очень броским. Такие дорожки обычно устраивают около водоемов, вокруг дома. В последнее время для дорожного покрытия все чаще применяется брусчатка. Это очень легкий в работе и надежный в эксплуатации материал. Укладывается брусчатка на подготовленное основание, единственным требованием является очень тщательная трамбовка песчаного (последнего) слоя, иначе отдельные элементы покрытия будут проседать и нарушится целостность композиции.

Брусчатка бывает самой разной формы, поэтому при укладке нужно соблюдать порядок сборки, горизонтальность полотна дорожки и правильность вставки отдельных плиток в пазы. Гравий для покрытия применяют на подъездных дорогах — к гаражу, подъезд к самому садовому участку, ведь ходьба по такой дорожке, особенно босиком не доставляет особого удовольствия. Гравийные дорожки могут иметь различное строение: они либо укладываются на песчаное основание (тогда масса гравия должна быть увеличена в 2-3 раза), либо на бетонную стяжку. При укладке на песок каждый последущий слой гравмассы тщательно трамбуется, толщина слоев по длине и ширине дорожки должна быть одинакова.

При укладке гравия на бетон нужно следить за тем, чтобы слой по всему укладываемому участку был одинаков. Гравийную дорожку с бетонным основанием делают не за один раз, а последовательно — участками — из-за того, что после ее укладки по дорожке нельзя ходить по меньшей мере трое суток, до полного схватывания бетона. Слой гравия должен быть около 2-3 см, после его насыпания на выровненный жидкий бетон гравий аккуратно разравнивается и прикатывается для вдавливания в бетонный слой. Гравийные дорожки очень долговечны, красивы, отлично гармонируют с любым ландшафтом. В пешеходных дорожках используется мелкий гравий, для автомобильных подъездных дорог — крупные фракции гравия. Для строительства садовых дорожек используют и дерево.

Однако нужно учитывать расположение садового участка — если место низинное, почва сыроватая, то о деревянной «мостовой» вам лучше и не мечтать. На сухих песчаных почвах деревянная дорожка может прослужить до 5-6 лет. Используют для строительства только твердые породы дерева. Для увеличения срока службы деревянные элементы обрабатывают специальными растворами против гниения, а затем, после полного высыхания, укладывают на подготовленное основание.

Используются и продольные срезы дерева (бруски 15- 20 см высотой), и поперечные спилы. После укладки вся дорожка засыпается песком, поливается. Песок должен заполнить все щели между брусками. Пространство между поперечными спилами (кругляшами) можно заполнять мелким гравием, шлаком, гранитной крошкой. Бордюрный камень не должен выступать из земли, а граница дорожки засаживается ковровыми (альпийскими) растениями с некоторым заходом на поверхность дорожки. Смотрится такая дорожка просто великолепно! Для деревянных дорожек особенно тщательно делается уклон для слива лишней дождевой воды.

Интересны дорожки, выполненные из разных материалов, определенным образом скомбинированных. Например, середина дорожки замощена хорошо обожженным кирпичом, а по краям — мелкий гравий по бетонному основанию. Заслуживают внимания различные варианты мозаик на бетоне: комбинация брусчатки, гальки, гравмассы, различных каменных плиток, гранитной или кирпичной крошки. Правильный подбор цветов и материалов и асимметричном расположении компонентов дорожки очень эстетичны и приятно нарушают однообразие садовых участков. Очень оригинально смотрятся такие «островки» на газоне. Выполняются они из бетонных или каменных плит различных размеров и форм.

Сначала колышками намечается контур, затем раскладываются плиты, каждая окапывается по периметру лопатой и откладывается в сторону. Земля внутри контура вынимается на глубину 5-10 см (в зависимости от размера плит) и вместо нее засыпается песок или шлак. В центре ямки должно быть небольшое углубление, плита должна опираться на подложку краями. После укладки плиты пристукивают киянкой, проверяют горизонтальность каждой плиты и уровень расположения ее над поверхностью земли: поверхности плит должны быть на одном уровне с поверхностью газона: будет удобно косить газонную траву, исключено замывание грунта на плиты. С «островков» очень удобно поливать задерненный сад — ноги всегда будут сухие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here